Четверг, 2017-09-21, 6:19 AM
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 
городского округа Королёв Московской области 
"Детский сад комбинированного вида № 47 "Рябинка"

Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Методические материалы [0]
Материалы инновационного проекта "Галактика"
Методические материалы [8]
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 40
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Методические материалы

Проект «Волшебница вода» воспитатель первой категории Давыдова Е.В.

МБДОУ «детский сад комбинированного вида № 47 «Рябинка»

Проект «Волшебница вода»

Тип проекта: познавательный, исследовательский, творческий, игровой, практико-ориентированный.

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: долгосрочный (3 месяца: февраль март апрель), коллективный.

Участники: дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, родители.

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Автор проекта: воспитатель старшей логопедической группы Давыдова Елена Геннадьевна.

 

 

Королев

2017

 

Программное содержание:

1. Развитие интересов детей, их любознательности и познавательной мотивации.

2. Формирование познавательных действий, становление сознания.

3. Развитие воображения и творческой активности.

4. Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, и др.).

5. Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об отечественных традициях и праздниках.

6. Обогащение активного словаря.

7. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

8. Развитие речевого творчества.

9. Становление эстетического отношения к окружающему миру.

10. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

11. Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Проблема: дети не закрывают краны в умывальной комнате. Недостаточно развита познавательная активность некоторых детей.

Актуальность проекта:

«Много ли пользы от дома,

если у вас нет сносной планеты,

на которой можно его поставить?»

Генри Дэвид Торо

Ни для кого не секрет, что мир стоит на пороге глобальной техногенной катастрофы. Растет количество населения планеты. Возрастает потребность в пище и сырье. Загрязняется окружающая среда, нарушаются экологические связи, истощаются ресурсы. И если мы не будем внимательнее относиться к миру, в котором живем, то погубим сами себя. Сознательному отношению к природе, охране природных ресурсов надо приучать детей уже с дошкольного возраста, потому что правильные привычки и умения, полученные в детстве, трансформируются в четкие убеждения в дальнейшей жизни.

Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, что требует достаточно развитых познавательных процессов. Познавательная активность – это интерес к получению новых знаний, впечатлений об окружающем мире, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Если познавательные интересы сформированы недостаточно, то стремления к знаниям не появятся. Ребенок не накопит тот материал, который служит основой дальнейшего приобретения системы знаний, а это означает, что ребенок будет не достаточно развит. Н. Н. Поддъяков считает: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов». Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Широкие возможности для этого представляет опытно-экспериментальная деятельность.

Цель проекта: Расширение и обобщение знаний детей о воде, ее значении в природе и в жизни человека, развитие экологического сознания. Развитие познавательной активности.

Задачи проекта:

1. Познакомиться со свойствами воды. Закрепить знания о том, какой может быть вода в природе. Узнать, как человек может заботиться о воде. Научиться заботиться о воде. Закрепить правила безопасности на воде.

2. Сделать альбом о воде. Создать выставку рисунков на тему «Волшебница вода». Придумать и нарисовать водоохранные знаки.

3. Подготовить консультацию для родителей «Познавательной активность и способы ее развития».

3. Подготовить консультацию для родителей с рекомендациями по проведению опытов с водой дома.

Подготовить анкету для родителей «Познавательная потребность дошкольника».

4. Провести выступление для детей других групп на тему «Волшебница вода».

5. Провести открытое итоговое занятие для родителей.

6. Начать заботиться о воде в группе.

Предполагаемые результаты. Мы можем рассказать, кому и для чего нужна вода, где она живет. Узнаем и называем такие природные явления как снег, иней, град, дождь, роса. Знаем, что ничто живое не может прожить без воды. Знаем свойства воды. Знаем, как надо охранять воду. Закрываем кран после мытья рук, соблюдаем чистоту у водоемов. Знаем правила проведения экспериментов. Знаем правила поведения на воде.

Продукт проектной деятельности:

1. Альбом о воде.

2. Выставка рисунков на тему «Волшебница вода».

3. Выставка придуманных водоохранных знаков.

4. Выступление перед детьми других групп группе на тему «Волшебница вода».

8. Открытое итоговое занятие для родителей.

 

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

1. Уголок экологии и экспериментирования в группе.

2. Методический инструментарий (картотека опытов с водой, конспекты занятий).

3. Подборка художественной литературы.

4. Альбом «Вода».

5. Интерактивная доска.

 

Содержание проекта

Этапы реализации проекта

1 этап. Подготовительный. Уточнение знаний и представлений детей о воде, ее значимости в природе, значении для жизни и здоровья человека, т.е. личный опыт, на который может опереться воспитатель (беседы с детьми). Обсуждение вопросов «Что мы знаем о воде?», «Что мы хотим узнать?», «С помощью чего узнаем?». Беседы с родителями о необходимости и способах развития познавательной активности детей. Составление картотеки опытов с водой. Составление схемы мытья рук. Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин; пополнение уголка экспериментирования (колбы, пипетки, пищевые красители).

2 этап. Основной. Расширение детских представлений, накопление и закрепление полученных знаний о воде. Проведение опытов и экспериментов с водой. Придумывание водоохранных знаков. Сбор материала в альбом о воде. Консультация для родителей по теме: «Познавательная активность и способы ее развития». Консультация для родителей по теме: «Опыты и эксперименты с водой».

3 этап. Заключительный. Анализ результатов проекта. Повторное обследование детей (беседа). Выставка детских работ. Оформление картотеки опытов и экспериментов с водой. Проведение открытого занятия для родителей. Подготовка и проведение выступления для воспитанников других групп на тему «Замечательная вода», распределение ролей и материала.

Совместная работа педагога с детьми

Работа с родителями

Работа родителей с детьми

Свободная творческая деятельность детей

Беседы: «Где живет вода», «Где живет вода в детском саду», «Кому нужна вода?», «Зачем человеку вода?», «Что такое пресная вода и зачем она нужна», «Могут ли животные жить в грязной воде?», «Как очистить реку?», «Почему надо мыть руки с мылом», «Как проводить опыты и эксперименты, правила безопасности», «Основы безопасности на воде».

Рассматривание иллюстраций «Море, река, озеро, ручей, лужа», «Что растет в воде?», «Кто живет в воде», «Если воду не беречь». Рассматривание энциклопедий о рыбах, энциклопедии «Тайны воды», энциклопедии С. Шустова «У воды и под водой». Рассматривание картин И. Айвазовский «9 Вал», В. Васнецов «Аленушка».

НОД

Аппликация «Золотая рыбка»,

Рисование «Аквариум».

Итоговое занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода».

Наблюдения на прогулке за сезонными явлениями в природе (дождь, снег, иней, роса); за водой в различных ее состояниях, за таянием снега, рассматривание снежинок

Опыты «Растения пьют воду», «Пар – это вода», «Лед – это вода», «Очистка грязной воды». «У воды нет формы», «У воды нет цвета», «У воды нет запаха», «Вода прозрачная», «Пресная и соленая».

Эксперименты «Принесем снег в сад», «Почему нельзя есть снег».

Сюжетно – ролевые игры «Моряки», «Морское путешествие», «Спасатели».

Подвижные игры «Море волнуется»,

«Водяной», «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Караси и щука».

Пальчиковые игры «Дождик, дождик, веселей», «Рыбка».

Физкультминутки «Насос», «Тихо плещется вода».

Дидактические игры

«Найди, где спряталась вода», «Отгадай загадки о воде», «Плавает - не плавает», «Разрезные картинки», «Что перепутал художник?», «Что мы знаем о воде?» (по типу «Ромашки»), «4 лишний».

Чтение художественной литературы

потешки «Водичка-водичка», «От прозрачной водички…», пословицы и поговорки «Весенние воды землю будят»; «Вода сама путь найдёт», «Вода камень точит», «Как в воду глядел», «Выйти сухим из воды», «Носить воду в решете», рассказы, стихотворения, (К. Чуковский «Мойдодыр», И. Урядова «Сказка о воде»; «Сказка о живой воде», К. Паустовский «Поэзия дождя»

экологические сказки (Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели».

Решение экологических задач «Как сберечь воду», «Сколько мы спасем воды за 10 минут? Как мы можем использовать спасенную воду?»

Моделирование экологической ситуации: «Мусор около реки».

Работа в уголке природы (полив и наблюд. за растениями, календарь природы).

Сбор информации о воде. Совместный поиск информации детей и родителей.

 

Помощь в подборе иллюстративного материала, энциклопедий о воде.

 

Создание альбома «Вода».

 

Просмотр мультфильмов «Над нами не каплет» (1985г.), «Крокодил Гена», «Капитошка».

 

Прослушивание аудиозаписей «Звуки воды в природе», «Шум моря», «Шум дождя».

 

Придумывание и рисование водоохранных знаков.

 

Ознакомление с материалами по теме: «Познавательная активность и способы ее развития», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», Анкета «Познавательная активность дошкольника».

 

Просмотр открытого занятия

 

 

Раскрашивание картинок «Подводное царство».

 

Лепка, рисование на водную тематику.

«Море», «Корабли», «Морские обитатели», «Весенние ручейки».

 

Создание коллажа о воде.

 

Инсценировки с кукольным театром на водную тематику.

 

Конструирование «Водный транспорт» из деревянного строителя, строителя «Лего». «Морские животные» из геометрической мозаики»

 

 

Ход проекта

Сначала мы собирали информацию о воде. Рассмотрели энциклопедии. Вместе с родителями искали информацию в интернете. Выяснили, что вода дает электричество, ей можно любоваться, вода нужна для мытья (рук, тела, продуктов, машины, для стирки и т.д.), без воды умрет все живое. Вспомнили правила поведения на воде.

Наблюдали за сезонными явлениями в природе. Узнали, что вода бывает в виде снега, града, дождя, инея, тумана, льда.

Просмотрели мультфильмы «Над нами не каплет», 1985г., «Крокодил Гена», «Капитошка». Прослушали аудиозаписи «Звуки воды в природе».

Провели опыты, помогающие сделать выводы о свойствах воды.

Результаты:

1. Мы познакомились со свойствами воды. Закрепили знания о том, какой может быть вода в природе. Узнали, как человек может заботиться о воде. Закрепили правила безопасности при проведении опытов, правила безопасности на воде.

2. Мы создали выставку рисунков на тему «Волшебница вода», придумали и нарисовали водоохранные знаки, сделали альбом о воде.

3. Выступили перед детьми всего сада с рассказом о воде. Провели открытое итоговое занятие для родителей.

4. Стали заботиться о воде в группе.

Вывод: Цель нашего проекта была достигнута.

В результате проекта мы узнали о свойствах воды, кому и для чего она нужна, научились заботиться о воде. Мы обогатили свой словарь новыми словами (иней, град, туман). Знаем, что нельзя прожить без воды. А еще мы научились работать со схемой и закрепили правила безопасности при проведении опытов и правила безопасности на воде.

Мы создали альбом о воде и организовали выставку рисунков на тему «Волшебница вода». Провели открытое итоговое занятие для родителей и рассказали о воде детям всего сада, поиграли в игру «Ручеек», в рамках акции, посвященной дню чистой воды, и получили удовольствие от этого.

Используемая литература:

  1. Андреевская Е.Г. «Формирование целостной картины мира в процессе проектной деятельности дошкольников. Методические рекомендации для воспитателя». [Электронный ресурс]. – М.: Издательский дом Паганель, 2016.
  2. Большая книга экспериментов для дошкольников/ под ред. Мейяни А. ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС»2006.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры // Дошкольное воспитание, № 7, 2005.
  4. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно – исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду, 2003 №3.
  5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  7. Рыжова Л.В. « Методика детского экспериментирования» СПб: «Детство-Пресс», 2014.
  8. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

 

Пальчиковая гимнастика «Дождик, дождик, веселей»

«Рыбка плавает в водице», Гимнастика для глаз «Дождик»

 

Список детской литературы по теме.

  1. А. Барто «Девочка чумазая», «Снег».
  2. А. Майков. «Лет­ний дождь».
  3. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
  4. Б. Заходер «Кит и кот».
  5. В. Бианки «Купание медвежат».
  6. В. Данько «Головастик».
  7. Г.Х. Андерсен «Русалочка».
  8. Е. Пермяк «Первая рыбка».
  9. Закличка «Дождик, дождик, веселей», потешка «Дождик-дождик, полно лить».
  10. И. Бунин. «Первый снег».
  11. И. Урядова «Умная сказка о воде»; «Сказка о живой воде».
  12. К. Паустовский «Поэзия дождя».
  13. К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе».
  14. Л. Тарасенко. «Путешествие капельки».
  15. Л.Н. Толстой «Акула».
  16. М. Пришвин «Живительный дождик», «Сытые пузыри», «Глупый зайчик и ручеек»
  17. Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели».
  18. Н. Носов «Карасик».
  19. Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?»
  20. О. Борщ «Путешествие капельки», «Мой дружок — ручеек».
  21. О. Григорьев «Сом».
  22. Русская народная сказка «Заюшкина избушка».
  23. Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк».
  24. Русская народная сказка «По щучьему веленью».
  25. Русская народная сказка «Снегурочка».
  26. С. Маршак. «Сыплет, сыплет снег».
  27. С. Прокофьева «Про серую тучку».
  28. Ф. Тютчев «Весенняя гроза»

Открытое занятие в старшей логопедической группе «Волшебница вода».

Цель: обобщить знания детей о воде.

Задачи:

Образовательные: Систематизировать знания детей о состояниях (твердое, жидкое, газообразное) и свойствах воды (не имеет цвета, запаха, формы, вкуса). Продолжать учить детей составлять рассказ по схеме. Закрепить представления детей о значении воды в жизни живой природы.

Развивающие: Развивать мышление и произвольное внимание, память, умение наблюдать и анализировать. Развивать познавательный интерес, любознательность.

Речевые: Развивать связную речь, обогащать словарь детей (иней, туман, роса, пар, фильтр, насос).

Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к воде (экономное расходование воды, строительство очистных сооружений, охрана водоемов), формировать основы экологического поведения.

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2. Проведение экспериментов с водой (грязный талый снег, очищаем воду, плавающее яйцо).

3.Рассматривание иллюстраций на тему «Вода». Рассматривание энциклопедии «Кто живет в воде» Н.Н. Авдеева, Г.Б. Степанова. Просмотр мультфильмов «Крокодил Гена», «Над нами не капает», Капитошка»..

4. Чтение художественной литературы по теме «Вода»: «Мойдодыр» К. Чуковский, «Девочка чумазая» А. Барто, «Прогулка» С. Михалков, «Сосулька» Д. Дружинина, и др.

5. Наблюдение за водой на прогулке.

Оборудование: Интерактивная доска.

Ход занятия:

1. Речевая зарядка и дыхательная гимнастика. «Забор». Плотно сомкнуть зубы. Растянуть губы в улыбке, обнажив забор из белых ровных зубов. «Форточка». Когда на улице жарко, мы широко открываем форточку – ребёнок открывает рот как можно шире. Когда на улице холодно, мы плотно закрываем форточку – ребёнок старается сомкнуть губы как можно плотнее. «Часики». Растянуть губы в улыбке, приоткрыть рот. Переводить кончик языка из левого в правый уголок рта и обратно – «тик-так». Увидели цветочек, удивились: «О-о-о-о-о!» Полили цветочек. С-С-С" - работают насосы! Распустился цветочек, обрадовались: «Ах-ах-ах!». Повторяем: «снег», «лед», «роса», «газообразный». Давайте поздороваемся с нашими гостями. «Здравствуйте, гости»!

2. Угадайте, о чем мы сегодня будем говорить. Дети читают загадки:

Где живет вода? (В океанах, морях, реках, озерах, в лужах, в кране, в теле человека и животных и растениях, в продуктах питания, в почве, в атмосфере). А кому нужна вода? (Рыбам, растениям, птицам, животным, человеку). Вода нужна всем. Вода дает жизнь. Без воды не будет жизни на земле.

А вы знаете, что вода-это волшебница. Как вы думаете, почему?

-Вода может оживить, дать бодрость и силы, без воды ничто живое не может расти.

-Вода может грязное сделать чистым.

-Вода может дать электричество.

-Как и всякая волшебница, вода может превращаться.

3. Рассказ о воде по схеме. Мы с вами много разговаривали о воде, читали книги, смотрели мультфильмы. А теперь вы сами расскажите мне о воде.

4. Физкультминутка «Насос».

 

5. Игра «Где спряталась вода». Работа с интерактивной доской.

Слайд на интерактивной доске. (Туман, иней, град, дождь, снег, лед). Теперь мы поиграем в игру, кто внимательнее. Найдите на картинке, где спряталась вода. (Ответы детей).

6. Как позаботиться о воде.

Скажите, для чего нужна вода человеку? Что случится, если исчезнет вода? Как мы можем позаботиться о воде?

7. Рефлексия. Ребята! Что мы сегодня с вами делали? О чем говорили? Что мы узнали о воде? Какие свойства есть у воды? Как мы можем заботиться о воде? Что вам больше всего понравилось? К сожалению, нам пора возвращаться в группу. Спасибо, ребята, за вашу работу. И тебе, вода, спасибо.

 

Категория: Методические материалы | Добавил: ryabinka37 (2017-06-21)
Просмотров: 55 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2017